Великий и могучий❤️🔥❤️🔥❤️🔥 Три года назад не стало одного из основателей фонда AdVita, Бориса Владимировича Афанасьева. Свою жизнь профессор посвятил тому, чтобы самое современное лечение от рака было доступно в России. Задача титаническая, но и исполнитель был ей под стать.
Борис Владимирович родился 28 августа 1947 года в городе Даугавпилсе Латвийской ССР в семье служащих. Еще школьником он раздумывал, кем стать: химиком или врачом. В результате выбор пал на Первый ленинградский медицинский университет.
Его учителем стал легендарный советский кардиолог Владимир Андреевич Алмазов, именем которого назван медицинский центр в Петербурге. Борис Владимирович вспоминал, что они встретились в приемном покое, где он подрабатывал санитаром, и Алмазов позвал его к себе словами: «Приходи, у нас лучшая кафедра». Она объединяла несколько направлений — кардиологию, эндокринологию и гематологию. Так Борис Владимирович стал гематологом.
Отправной точкой научной деятельности Бориса Владимировича стали работы по исследованию родоначальных (стволовых) клеток человека. В 70-80 гг. метод трансплантации костного мозга рассматривался скорее в разрезе радиационной медицины, но уже тогда стало понятно, что трансплантация очень эффективна в лечении заболеваний системы крови. Борис Владимирович загорелся идеей привезти технологию в Советский Союз. С этой целью в 1987 году он отправился на стажировку в Центр Фреда Хатчинсона (Сиэтл, США), где обучался под руководством Эдварда Донналла Томаса, нобелевского лауреата, основоположника трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. После возвращения Борис Владимирович стал руководителем первого в стране отделения трансплантации костного мозга для онкологических больных.
«После Сиэтла мы перешли на международные протоколы лечения, и практически сразу стало очевидно, что инфраструктура 31 больницы недостаточна: Петербургу требовалась современная, соответствующая международным стандартам клиника», — вспоминал Борис Владимирович. На это ушло ровно 20 лет, но об этом позже.
Под руководством Бориса Владимировича в 1991 году впервые в СССР была выполнена аллогенная трансплантация костного мозга у ребенка. У мальчика была тяжелая форма лейкоза, с рецидивами, химиотерапия не помогала. Трансплантацию провели от брата, она оказалась удачной, мальчик выздоровел. «Борис Владимирович был человеком, который всегда глубоко погружался в проблему. Поэтому решения давались ему нелегко: та ответственность, которую он взял на себя, подразумевала очень большое напряжение. Хотя главным для профессора Афанасьева была не историчность события, а чтобы ребенок выздоровел», — вспоминает Людмила Степановна Зубаровская, которая была в команде врачей, проводивших трансплантацию.
После нескольких удачных трансплантаций Борис Владимирович с соратниками решил создать в Петербурге центр трансплантации костного мозга. Сначала была небольшая клиника, оборудованная всем необходимым и включающая шесть одноместных комфортабельных палат — для пациента и родственника.
Однако Борис Владимирович понимал, что для того, чтобы трансплантации были доступны всем пациентам, вне зависимости от их возраста, достатка и места жительства, одних врачей, пусть даже самых талантливых и увлеченных, мало. Поэтому он привлекал всех, кто только мог заинтересоваться темой.
«Предложение создать сайт для поддержки открывающейся клиники ТКМ исходило от меня, и Борису Владимировичу она сразу понравилась, — вспоминает Павел Гринберг, исполнительный директор фонда AdVita. — Очевидно, мысли такого рода у него были и раньше, но не было под рукой подходящих людей. Собирать вокруг себя вменяемых людей — это был его талант, так что люди бы все равно появились, это был вопрос времени. Но время поджимало, ведь уже через полгода должна была начать работать маленькая, всего на 6 палат, но прекрасно оборудованная клиника ТКМ. Собственно, в реалиях 1999 года (да и сейчас тоже) клиника и не могла бы существовать без опоры благотворительной организации… Мысль же о том, чтобы полностью переложить оплату поиска доноров на пациентов, Борису Владимировичу всегда была крайне неприятна. Порой приходилось на это идти, но только в самых крайних случаях, когда ничего другого не оставалось, и Борис Владимирович долго объяснял это пациенту, извинялся, переспрашивал по несколько раз, может ли человек потянуть это финансовое бремя. А потом долго вздыхал и очень переживал».
Одним сайтом, конечно, дело не ограничилось. И 1 апреля 2002 года был зарегистрирован благотворительный фонд AdVita. Учредителями стали волонтер Павел Гринберг и сотрудники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Борис Владимирович возглавил Правление фонда.
«К тому моменту, когда мы познакомились, Борис Владимирович прошел уже долгий путь, очевидно полный неоправдавшихся надежд, и вполне сформировался его особый метод решения нерешаемых проблем: делать те шаги или шажки в направлении цели, которые доступны в сегодняшних реалиях, не ждать идеальных условий, которые никогда не наступят. Не бояться того, что очередной шаг окажется невозможен и все предыдущие пропадут зря. Важно верить, видеть возможности и не упускать ни их, ни завоеванное ранее. Вот эту способность Борис Владимирович активно старался развивать и в своих учениках», — вспоминает Павел Гринберг.
В 2007 году по инициативе профессора Афанасьева был построен и запущен первый и крупнейший в Северо-Западном федеральном округе Научно-исследовательский институт детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой в составе ПСПбГМУ им. И. П. Павлова. Ключевыми задачами института стали разработка и внедрение новых технологий трансплантации костного мозга, клеточной и генной терапии.
Борис Владимирович вместе с соратниками изменил положение дел в российской гематологии. Он привлек ученых со всего мира, прежде всего из Германии, и они помогали чем могли: принимали на стажировки врачей, учили лечить по самым современным протоколам, налаживать лаборатории, даже выбирать проекты здания будущей клиники. Он также привлек огромное количество жертвователей — Национальный резервный фонд Лебедева, фонд Горбачева, фонд Ельцина.
Существует легенда, что, когда клинику подключали к Петроградской подстанции, Борису Владимировичу пришлось согласовывать временное закрытие ближайшей станции метро, чтобы в момент подключения и пиковой нагрузки станция не «полетела» — и он это сделал. Если что-то было нужно для клиники, он мог добиться чего угодно.
В НИИ им. Р. М. Горбачевой в настоящий момент выполняется более 400 трансплантаций в год, институт стал крупнейшей клиникой трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Всего под руководством профессора было выполнено более 4000 трансплантаций, из них около 1400 — у детей и подростков. За особый вклад в развитие трансплантации гемопоэтических стволовых клеток в 2018 году Борис Владимирович Афанасьев был награжден премией за выдающиеся клинические достижения от имени Европейского общества по трансплантации крови и костного мозга (EBMT).
Бориса Владимировича не стало 16 марта 2020 года. Мы, фонд AdVita, точно знаем, что нужно, чтобы продолжалось дело Бориса Владимировича, — и делаем, что делали: помогаем его ученикам лечить людей самым лучшим из возможных образом. Чтобы это продолжалось и дальше, можно подписаться на ежемесячные пожертвования: advita.ru/khochu-pomoch/pomoch-dengami/